ra3dhl (ra3dhl) wrote,
ra3dhl
ra3dhl

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне

   Сегодня День Победы - главная памятная дата нашей страны. В этот день хочется поздравить с Великой Победой ветеранов, участников войны, так как именно это их  праздник. Сначала  я решил поздравить человека, который всю войну провоевал  радистом-стрелком на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2. Это Ляпин Борис Петрович, на снимке времен войны он  слева.

С ним я познакомился еще в 2011 г., возвращаясь поездом из очередной командировки. Слово за слово, как и водится в дальней дороге, мой попутчик стал рассказывать о своей жизни. Он оказался замечательным рассказчиком. и не смотря на солидный возраст обладал отличной памятью, что позволяло с мельчайшими подробностями вспоминать ему о тех тяжелых испытаниях, выпавших на его долю в сражениях Отечественной войны. На фронт он попал 24 летним новобранцем после окончания спецшколы, в которой готовили радистов стрелков. Он совершил 71 вылет. Окончание войны он встретил в Австрии, участвовал в параде Победы на Красной Площади в 1945 году. Два года назад на день Победы я с ним встретился и подарил ему книгу Марка Галлая «Испытано в небе».  Как оказалось, он лично знал М.Галлая, известного летчика-испытателя. На мой вопрос, какое радиотехническое оборудование было в ПЕ-2. Он сказал, что  в его распоряжении была радиостанция РСБ. Для внутренней связи между членами экипажа использовалось самолетное переговорное устройство СПУ.    Переговорное устройство СПУ было предназначено для телефонной связи и звуковой сигнализации между экипажем и для выхода на внешнюю связь через радиостанцию и радиополукомпас РПК  Радиостанция состояла из передатчика, приемника, пульта управления, умформеров,  антенного устройства и  прочего оборудования, необходимого для нормальной эксплуатации. Я спросил, насколько надежной была радиоаппаратура ПЕ-2. На это он ответил,  что  благодаря именно радиостанции в трудные моменты помощь приходила после радио вызова. И как пример он рассказал об одном случае уже в конце войны, когда выполняя боевое задание в районе Карпат, самолет был подбит и на одном моторе летчик пытался все-таки дотянуть падающую машину до линии фронта. На высоте 500 метров по сообщению штурмана линия фронта была преодолена, но самолет терял управление. Впереди маячила непреодолимая преграда - высокий обрывистый берег реки.  В последний момент за несколько десятков метров до обрыва летчик взял штурвал на себя и самолет взревев из последних сил брюхом пропахав вершину обрыва совершил жесткую посадку. Хотя самолет во время посадки был сильно поврежден, однако радиостанция работала и удалось передать сообщение на базу о месте аварийной посадки. Выбравшись из хвостового отсека радист Ляпин обнаружил, что  летчик и штурман неподвижны. Оба находились без сознания в состоянии болевого шока. Видя как бензин из поврежденного бака растекается вокруг самолета, наш Борис Петрович напрягая все свои силы освободил из поврежденной кабины своих боевых товарищей и ему удалось оттащить их от самолета.
И когда раздался взрыв все трое оказались на безопасном расстоянии. Через полчаса приехал грузовик с красноармейцами и забрал экипаж бомбардировщика на ближайший аэродром штурмовой авиации, откуда летчик и штурман были отправлены в полковой госпиталь. В отставку Борис Петрович вышел полковником. К сожалению, сегодня дозвониться и поздравить его с праздником мне не удалось.

А вот с другим  участником Великой  Отечественной войны удалось связаться и поздравить. Это профессор Григорьев Лев Николаевич. Когда началась война он, закончив восьмой класс,  добился, чтобы его взяли в армию. Но его запасной полк долго не посылали на фронт. И тогда он, когда отправляли маршевую роту на передовую, прыгнул в вагон уходящего поезда. Этот поступок был знаковым. Лев Николаевич Григорьев воевал под Кенигсбергом, в Польше, участвовал в форсировании Одера и штурме Берлина. Закончил войну в Венгрии в звании  гвардии сержанта, командира минометного расчета. В этом году ему исполнится 90 лет, но он продолжает работать во Всероссийском НИИ радиотехники.

С праздником, дорогие наши ветераны!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments