?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Два дорожных радиоприемника из несуществующих теперь государств
ra3dhl
 В этом году будут отмечаться две важных исторических даты - это 70 лет создания Германской Демократической Республики (ГДР) и 30 лет падения Берлинской стены, положившей конец социалистическому общественному строю в ГДР. Я не буду анализировать причины столь недолгого существования ГДР, а как коллекционер старинных радиоприемников,  расскажу о радиоприемнике из ГДР, созданном на народном предприятии VEB Stern-Radio, Berlin. Несколько слов о значении в названии предприятия аббревиатуры VEB (нем. Volkseigener Betrieb — «народное предприятие») - правовая форма промышленных предприятий и коммунальных учреждений в  ГДР. С 1948 года народные предприятия являлись базовыми экономическими единицами централизованной экономики управления. В соответствии с законом являлись народным достоянием и принадлежали государству ГДР. В 1989 году на народных предприятиях  были заняты 79,9 % всех трудящихся ГДР. В 1990 году после объединения Германии примерно 8000 комбинатов и народных предприятий снова были ликвидированы или приватизированы в бывшей ГДР. При их ликвидации и приватизации было сокращено несколько миллионов рабочих мест. Впрочем, такие же процессы имели место в лихие девяностые после распада СССР и в нашей стране. Но это уже другая история.
Итак, в моей коллекции есть радиоприемник выпускавшийся фирмой VEB Stern-Radio, Berlin в  51- 53-х годах. Это переносной ламповый  приемник с питанием от батарей, имеющий название 6D71 Kofferradio.
Для того, чтобы  его как-то лучше охарактеризовать, я решил переносный приемник  6D71 RFT сопоставить с похожим на него отечественным приемником из того времени, который так и назывался «Дорожный» и который также есть в моей коллекции. Он выпускался Воронежским радиозаводом. Кстати, эти два приемника из моей коллекции объединяет то, что они были созданы в государствах,  исчезнувших с карты мира, сначала это ГДР, а затем СССР, причем  оба не без помощи Горбачева  в результате его предательской «перестройки».

        Радиоприемники «Дорожный» (слева) и RFT 6D71 (справа)

Отличаясь своей эстетикой эти два приемника имеют много сходства в техническом плане.
Оба выполнены по супергетеродинной схеме на пальчиковых лампах. Оба могут работать от батарей и имеют встроенный сетевой блок  питания. У них близкие  размеры и вес.
Однако следует отметить и существенные их отличия. Прежде всего это касается принимаемых диапазонов волн: приемник «Дорожный» двух диапазонный (ДВ и СВ), а вот 6D71 работает только на СВ. Отличие имеется и в примененных в них радиоламп.
В советском «Дорожном» применены радиолампы, тип которых виден на инструкции, закрепленной на задней стенке приемника

А вот в приемнике RFT на задней стенке  рисунок расположения радиоламп, изготовленных в ГДР.

Имеет смысл пояснить что это за радиолампы и были  ли у них  аналоги в СССР. Это удобно сделать, сравнив электрические схемы радиоприемников.

Это электрическая схема приемника «Дорожный»

А это электрическая схема приемника RFT 6D71

В преобразователе частоты  нашего приемника лампа 1А1П, а  в приемнике из ГДР DK192
Усилитель промежуточной частоты в нашем приемнике на 1К1П, а  в приемнике из ГДР
(УПЧ 2-х каскадный) на DF191.
Детектор и предварительный УНЧ в нашем приемнике на 1Б1П, а в приемнике из ГДР на DAF191
Выходной каскад УНЧ в нашем приемнике на 2П1П,  а  в приемнике из ГДР на DL191
К сожалению, наши лампы полными аналогами радиоламп ГДР не являются.
У приемников есть отличие и в их настройке. В приемнике Дорожный применяется конденсатор переменной емкости, а в 6D71 переменная индуктивность.
 

Первая демонстрация приемника RFT 6D71 состоялась в Лейпциге в 1951 году.  А вот радиоприёмник  "Дорожный" стал выпускать  Воронежский радиозавод с 1954 года. Кто-то может мне возразить и сказать, что в СССР также с 1951 года  выпускался переносный батарейный приемник «Воронеж», у которого было три принимаемых диапазона волн и как у приемника из ГДР двухкаскадный УПЧ. Однако переносный  радиоприёмник  "Воронеж" был изготовлен  ограниченной серией. На Воронежском радиозаводе всего было выпущено около 7000 приёмников к 1953 году.
В заключение приведу  главное отличие приемника «Дорожный» по сравнению с приемниками из ГДР и советским приемником «Воронеж». Оно состояло  в примененной в приемнике «Дорожный» впервые в отечественных приемниках магнитной антенны на ферритовом стержне.  Такая антенна по сравнению с примененными в приемнике 6D71 выдвигаемого штыря, или рамки в приемнике «Воронеж» имела множество преимуществ и была прогрессивным новшеством.

На переднем плане ферритовая магнитная антенна в приемнике «Дорожный».
.